Юрий Шматов о пути от бригадира к управлению собственной строительной компанией

Юрий Шматов — постоянный клиент «ГдеМатериал» и владелец строительной компании «Ремстройкомфорт» рассказывает, как начинал в суровые девяностые и как порядочность в ремонте окупается лучше хитрых схем.

— Вы начинали работу в сфере строительства ещё в девяностых. Расскажите, как это было?

— Да, я сначала был бригадиром, потом прорабом. Я закончил Харьковский зооветеринарный институт и два или три года после института работал ветврачом. Девяностые годы были тяжёлые — пришлось поехать испытать судьбу на север, за полярный круг. Там я начал работать на стройке, мы тянули железнодорожную ветку на Бованенково (Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение на западе полуострова Ямала — прим. ред.), строили мосты и жильё для местного населения, занимались благоустройством территории.

Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение
Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение

В процессе осваивали все нужные специальности — было большое желание заработать, и учились мы на ходу. Там работали до конца девяностых, пока не наступил дефолт. Друзья переехали в Москву и меня позвали, здесь мы начали заниматься ремонтом квартир.

В 2004 году решили создать фирму «Аквакомфорт». Подразумевали, что будем создавать комфортную среду для проживания людей. Занимались ремонтом ванных комнат под ключ. Расширялись — купили свой транспорт, наняли бригады, отобрали рабочих, мастеров. В 2008 году у нас уже сформировались постоянные бригады с хорошими отделочниками.

Тогда мы начали отходить от узкой специализации по ремонту ванных комнат и стали брать под отделку квартиры, коттеджи, торговые центры и школы.

— Над какими проектами работаете сейчас?

— Сейчас мы делаем реконструкцию спортивного комплекса «Квант» в Троицке: делаем раздевалки, душевые, боксёрский зал, банный комплекс. В Подольске заканчиваем работы в лицее «Экус»: подготовили классы и санузлы. У нас всегда в процессе квартиры и коттеджи — бригады работают постоянно.

Спортивный комплекс «Квант» в Троицке
Спортивный комплекс «Квант» в Троицке

— Расскажите про рекламу. Какая реклама работала, когда вы начинали? Насколько сильно изменилась картина сейчас?

— Когда я начинал, мы давали рекламу в газетах, которые распространялись по Москве и Подмосковью, с большим тиражом. В месяц мы могли осваивать 20–25 заказов. Сейчас газеты однозначно не работают. Мы с 2010 года перестали давать рекламу, иногда выставляемся на таких сайтах как Профи.ру. Большая часть заказов идёт через сарафанное радио, у нас наработана база клиентов. Как правило, сделаешь работы для одного клиента, и от него приходят 3–4 заказчика через какое-то время.

— Насколько важна репутация в профессии прораба? Можно ли «обмануть систему», постоянно работая только с новыми клиентами?

— Репутация — это прежде всего. В нашей профессии важно быть порядочным и честным. Если клиент чувствует, что мы выполнили свои обязательства, он рекомендует нас другим. Обмануть систему, как вы говорите — не сработает. Долго так работать не получится, это закончится плачевно.

Надо себе зарабатывать хорошую карму — сначала ты на неё работаешь, потом она на тебя.

— Вы следите за большим количеством человек, постоянно контролируете их работу. Какими инструментами пользуетесь?

— В последнее время — переписки в WhatsApp, облачные хранилища и таблицы в Excel. Таблицы занимают много времени — после офиса я приезжаю домой и два–три часа проверяю отчёты прорабов. Забиваю в таблицы расходы, доходы, поставку материалов и товаров. Активно пользуюсь программами Dropbox и Google Drive, все нужные файлы доступны моим подчинённым.

— Как вы решаете вопрос поставки материалов вовремя? Можно ли добиться ситуации, когда нужные материалы есть под рукой всегда?

— Ещё в период небольших объёмов наметилась проблема с доставками — мы организовали свой склад, купили газели и всё развозили сами. При таком количестве требуемых материалов, как сейчас, нам нужен надежный поставщик. Раньше часто сталкивались с некачественными или поддельными материалами. Начинали работать, а штукатурка отваливается или по ней пошли трещины, или грибок выступил. Берёшь «Ротбанд» или другие смеси, а они «левые».  

Мы тщательно изучили предложения поставщиков и решили работать с «ГдеМатериал». У нас всё на доверии: мы знаем, что доставка и выгрузка у них работает слаженно, плюс замечательная отчётность. Взяли большой объект — сразу звоним и делаем заявку на необходимые материалы и инструменты.

Хороший поставщик имеет очень большое значение в нашем деле. С ним мы можем планировать и знаем, что сроки сдачи объекта у нас под контролем. Это тоже важно — сроки всегда сжатые, а в Москве запредельная конкуренция. Поэтому чтобы завоевать клиента — а потом и будущих клиентов, которые придут от него по рекомендации — нужно соблюдать все графики.

— Скажите, какую роль в работе прораба играет навык общения?

— Человек должен быть прежде всего грамотным, разбираться в предмете. Если клиенту отвечать общими фразами, он может решить, что вы не специалист. Когда прораб говорит тонко, по делу, объясняет детали, клиент чувствует его уверенность и понимает, что работы будут выполнены.

Специфика работы такая, что можно найти человека, который будет рассказывать очень много, но не понимать детали. А детали — это очень важно.

— В строительстве и ремонте переносы сроков — это обычное дело. Как вы к этому относитесь?

— Всегда есть непреодолимые препятствия, которые от нас не зависят. Например, погодные условия — очень частая причина переноса сроков.

Один раз в помещении мы делали много штукатурных работ, и из-за сильной сырости нам пришлось дополнительно закупать строительные фены и сушить помещение, чтобы не сорвать сроки. Это были непредвиденные расходы, наш убыток, но мы старались уложиться в сроки, чтобы сохранить лицо.

Бывают отдельные позиции по материалам, которых в наличии нет, приходится заказывать, ждать какое-то время — это тоже сдвигает сроки.

— Бывают ли в работе прораба ситуации морального выбора? Либо сделать хорошо, честно, либо — неправильно, но что-то получить взамен?

— Расскажу про один случай. Я приехал на квартиру, там меня встречает мужчина преклонного возраста и сын у него рядом инвалид. Я с ним начал общаться по поводу ремонта — а квартира полностью убитая. Он мне честно говорит: «Юрий Анатольевич, у меня сумма такая есть и мне надо сделать ремонт». Я понимаю, что этой суммы хватит на полквартиры. Ребятам своим объяснил ситуацию. Говорю, давайте сделаем, чтобы совесть не мучила, да и человеку приятно сделаем. Отремонтировали ему кухню, ванную, всю косметику в двух комнатах. Нам на душе потом было очень легко, и я видел, как человек радуется.


Юрий Шматов
Постоянный клиент «ГдеМатериал» и владелец строительной компании «Ремстройкомфорт»

ГдеМатериал

ГдеМатериал

Технологичный маркетплейс по доставке стройматериалов из ближайшего магазина по лучшей цене
Закупаем и доставляем
материалы в срок
Находим товары которых нет на сайте. Помогаем избежать простоев в работе и уложиться в смету для прорабов и строительных компаний.