Как мы используем искусственный интеллект в закупке стройматериалов

Рассказываем, как мы в «ГдеМатериал» в два раза ускорили время обработки заказов при помощи робота.

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с ремонтом. Для ремонта нужно закупать стройматериалы. Обычно этим занимаются специальные люди — закупщики стройматериалов, которые учатся этому всю жизнь. Ещё этим занимаются прорабы — берут телефон и звонят поставщикам, расходуя на это по несколько часов в день.

Закупка стройматериалов — это сложный многофакторный процесс. Для начала, ремонт состоит из нескольких этапов, которые идут последовательно друг за другом. От подготовки объекта и возведения стен до проведения электрики и чистовой отделки.

​Ремонт — это закупка множества разных материалов. На гифке материалы для стяжки пола

Представьте, вам нужно заказать нужное количество штукатурных маяков и пескобетона, при этом не выйти за рамки бюджета заказчика и следить, чтобы материалы доставлялись на объекты вовремя. При этом помещения всегда уникальные, и даже для ремонта типового жилья требуется разное количество материалов — то стена кривая, то площадь меньше.

Чтобы сэкономить деньги заказчика, прорабы часто ищут аналоги — материалы с теми же качествами, но по меньшей цене. И это — не обман. Например, клей для плитки Ceresit CM 11 можно заменить Unis Плюс для монтажа плитки на стены, но для пола лучше использовать клей для керамогранита — Ceresit CM 14.

Из-за множества таких нюансов закупка материалов приобрела репутацию искусства, хотя на самом деле это рутинные операционные задачи — искать, считать, звонить, консультироваться, подбирать аналоги, снова искать и звонить. Но другого варианта не было, пока не появился искусственный интеллект.

«ГдеМатериал» берёт на себя закупку стройматериалов — прорабу достаточно прислать список нужных товаров и получить их на объекте. В статье расскажу, как мы заменили «кожаных мешков» на роботов и экономим по часу в день с каждого заказа.

Как робот распределяет заказы

Заказ проходит три блока:

  1. Первая линия (менеджеры принимают и заводят заказ, проговаривают это с клиентом).
  2. Закупки (обработка, поиск и выбор поставщика, согласование) — здесь работают роботы.
  3. Доставка.

Как робот понимает, кому предложить заказ

Когда заказ выходит с первой линии, робот сразу его забирает, обрабатывает и присваивает каждому поставщику балл. Чем больше балл — тем лучше он подходит заказу.

На оценку поставщика влияет:

  • Рейтинг, который мы считаем по сложной формуле на основе оценок покупателей.
  • Совместимость поставщика с заказом (наличие товара, расстояние от клиента, возможности по оплате).

На основе этого робот формирует ТОП-6 поставщиков (оптимальное количество, которое помогает найти подходящего на заказ).

Как робот предлагает заказы

  • Робот делает эксклюзивный оффер поставщику, и весь этап закупок проходит без участия человека за 11–13 минут.
  • Робот делает обычный оффер. Заказ попадает в режим аукциона: его видят все поставщики из рейтинга и побеждает тот, кто предлагает лучшую цену.

Про закупку без участия человека или эксклюзивный оффер

Эксклюзивный оффер получает поставщик, если мы в бэкофисе отобрали его как лучшего.

  • Робот предлагает заказ лучшему поставщику из ТОП-6.
  • Если он за 15 минут успевает утвердить цену, наличие, аналоги и требования по марже — робот закрепляет за ним заказ. Если нет — предлагает ещё одного эксклюзивного поставщика. Если таких нет, отдаёт заказ остальным, и оффер становится обычным.
  • Если на этапе формирования первая линия согласовала точную дату доставки и возможные варианты замен с клиентом, робот сразу передаёт его в логистику. Если заказ не согласован, робот сэкономил 30 минут человеческого времени на поиск, и передаёт заказ человеку, которому осталось выбрать поставщика, предложившего лучшую цену.

Профит в цифрах

Робот ускоряет работу. 47 % всех заказов закрепляются за поставщиком за час, благодаря роботу. Человек обрабатывает заказы в среднем 2 часа.

Робот облегчает жизнь сотрудникам. Робот не устаёт. Сейчас он обрабатывает 81 % всего объёма заказов и угадывает поставщиков для более половины заказов.

Робот помогает бизнесу. За последний месяц робот самостоятельно закрепил 12 % заказов, и 10 % заказов успешно завершились. Это сэкономило компании 43 человеко-дня.

Сейчас мы работаем над обучением интеллекта — даём ему обрабатывать и закрывать больше заказов. Каждый месяц он обрабатывает на 7 % заказов больше, чем в прошлый, и скоро люди будут вмешиваться в закупку, только если что-то пошло не по плану и нужно решить проблему человеческим мозгом.


Ольга Евсикова

Ольга Евсикова

Редактор блога «ГдеМатериал»
Закупаем и доставляем
материалы в срок
Находим товары которых нет на сайте. Помогаем избежать простоев в работе и уложиться в смету для прорабов и строительных компаний.