«Петля прораба»: как не попасть в кассовый разрыв, правильно управляя бюджетом на закупку материалов

Основатель сервиса «ГдеМатериал» Алим Удербеков рассказывает, как прорабы и стройфирмы с несколькими объектами попадают в кассовый разрыв и что нужно знать, чтобы  этого избежать.

Алим Удербеков
Основатель и генеральный директор «ГдеМатериал»

Управление финансами — это непростое ремесло, которое требует внимания и умения, но часто у прораба не хватает времени это делать. Нередкая и понятная история, когда у прораба заканчиваются деньги на объекте из-за неправильного управления бюджетом. У большинства стройфирм есть такие же проблемы.

Кого касается «петля прораба»

Если прораб попадает в «петлю», где у него нет денег, страдают все.

  • Клиент, потому что прораб не может закончить объект.
  • Рабочие, которые не могут получить свою зарплату.
  • Поставщик: не получает денег за материал, если отдаёт материалы в рассрочку, и теряет клиента, потому что у него нет заказа и денег закупать материалы.
  • Сам прораб из-за своей испорченной репутации.

Как всё начинается

Представим прораба, у которого есть один объект — квартира 50 кв.м.

Прораб понимает, как всё работает. Он посчитал материалы, прикинул экономику. К примеру, 5 тысяч рублей за кв.м. по полу и за работу, а чистовые материалы покупает клиент. Получается, 250 тысяч рублей за работу и 250 тысяч за материалы. Прибыль прораба с объекта 65 тысяч рублей.

Довольный клиент порекомендовал прораба друзьям, и у прораба появляются новые объекты. Прораб получает деньги от нескольких клиентов, а лежат они в общем «кармане».

Как прораб попадает в «петлю»

В какой-то момент появляется квартира, у которой поджимают сроки. Прораб вкладывает в эту квартиру больше денег, но деньги идут из единого «банка». В котором условно сейчас лежит 750 тысяч рублей на три объекта.

Тут возникает проблема с материалами — купил не то, привезли не то, не смог вернуть, или другое. Подсчитал, что хватит 50 мешков, а получается 60 мешков. Вроде мелочь, но набегает существенно.

Прораб закрывает первый объект в плюсе 20 тысяч. Считаем, что не заработал 45 тысяч. Ему отдали вторую часть денег за работу, он остался доволен и пошёл добивать следующий объект.

Как возникает дефицит

Чтобы погасить дефицит, прораб начинает брать деньги из бюджета следующего объекта. С этого объекта он получил аванс 250 тысяч на работу, объект пока на ранней стадии, поэтому прорабу кажется, что это некритично.

Тем не менее, прораб считает, что средняя прибыль с каждого объекта 65 тысяч рублей, но по факту закрывая второй объект, прораб зарабатывает только 35 тысяч рублей. И не зарабатывает 30 тысяч.

Прибавим к 30 тысячам незаработанные 45 тысяч с первого объекта. Выходит, что прораб уже не заработал 75 тысяч рублей.

Доход в 65 тысяч с третьего объекта целиком уйдет на погашение дефицита в 75 тысяч рублей. Прораб останется в минусе на 10 тысяч.

Как это выглядит со стороны прораба

Прораб начинает ругаться с рабочими, торговаться за низкие цены на материалы, экономит и как-то выходит из ситуации.

Он предполагает, что виноваты поставщики или рабочие или что он неправильно посчитал смету. Но это гипотезы, которые он не может проверить, потому что не хватает времени сесть и подсчитать, что на самом деле пошло не так.

Его заказчики не хотят тратить время на самостоятельную закупку материалов и следить за ним. Заказчики доверяют ему, он же пришёл по рекомендации. Он тоже хочет отвечать за свои слова и вкладывает деньги в объект.

Объекты идут нон-стоп, потому что он делает свою работу качественно. При этом расходы не сокращаются, и он тратит деньги, рассчитывая, что заработает с объекта 65 тысяч. Но на самом деле 65 тысяч он уже не зарабатывает.

Через год такой работы

На определённом объекте оказывается, что у него нет денег, потому что разница всё время накапливается.

Представим, что накопилось 10 объектов за год. Средняя ошибка в 30 тысяч рублей на объекте в год даёт ошибку в минус 300 тысяч. А 300 тысяч — это больше среднего закупочного бюджета одной квартиры.

Как результат мы получаем отзывы, что прораб не может закончить ремонт, делает одну квартиру год. Прораб берёт новые объекты, чтобы выйти из минуса и оправдать доверие заказчика.

Заказчик на форуме ForumHouse про прорабов

Он не платит рабочим. Рабочие воруют инструменты, убегают с объектов. Прораб ищет новых рабочих, даёт маленький аванс, лишь бы они закончили ремонт. Начинает кредитоваться у поставщиков, вкладывает эти деньги в другие объекты.

Всё это может продолжаться, пока не наступает момент, когда прораб просто теряется — выкидывает сим-карту, исчезает для рабочих и поставщиков и объективно становится понятно, что прораб всех кинул.

«Петля» затянулась

Ему надо начинать всё заново. Прораб потерял портфолио, клиентов и репутацию. Ему остаётся:

  1. идти в другой бизнес — в наём, в застройку прорабом за зарплату,
  2. запускаться заново с другим именем.

Что делать, чтобы этого избежать

Мы в «ГдеМатериал» создали личный кабинет, который помогает вести бюджеты прорабам и стройфирмам по объектам. Мы сотрудничаем так со строительной компанией ПИК-Ремонт: ещё до начала работы у нас есть бюджет на закупку материалов на объект, далее все материалы заносятся в систему.

Прораб видит активные объекты, бюджеты и в каждом фактический расход. Понимает, где перерасход, а где есть запас, где поговорить с рабочими, где заменить штукатурку на более дешёвую, а где попросить заказчика увеличить смету.

Мы забираем на себя коммуникацию с поставщиками, и позволяем прорабам и стройфирмам закупить любые стройматериалы по объекту из списка и вести все бюджеты в одном месте.

С помощью личного кабинета можно отслеживать и контролировать бюджет на материалы, которые составляют больше 50 % стоимости ремонта. Это позволяет нашим клиентам точно попадать в бюджет.

Выводы

В какой-то момент, если неправильно руководить своим бюджетом, можно попасть в «петлю».

Чтобы не попасть в «петлю»:

  • Контролируйте свои закупки по объектам.
  • Ведите учёт своих фактичеких расходов на стройматериалы.
  • Анализируйте отклонения, почему они возникают.

Это сохранит вам лицо перед партнёрами, рабочими, мастерами, поставщиками. Клиент будет понимать, что он работает со специалистом высокого уровня, который умеет управлять своим временем, его бюджетом и отвечает за результат.



ГдеМатериал

ГдеМатериал

Технологичный маркетплейс по доставке стройматериалов из ближайшего магазина по лучшей цене
Закупаем и доставляем
материалы в срок
Находим товары которых нет на сайте. Помогаем избежать простоев в работе и уложиться в смету для прорабов и строительных компаний.